Форум » Флейм » САПОЖНИКИ » Ответить

САПОЖНИКИ

Vt16: САПОЖНИКИ (Глава из книги Василия Белова «Лад» Сапожников, как и портных, называли ещё швецами. «И швец, и жнец, и в дуду игрец», другими словами – мастер на все руки. Профессия чаще всего передавалась от отца к сыну или от деда к внуку. По преданию, царь Пётр самонадеянно взялся однажды сплести лапоть, но, как ни старался, не смог завершить эту работу. Сшить сапоги не проще... Лев Толстой, говорят, шил сапоги. Если сказать об этом настоящему сапожнику, он ухмыльнётся: книги у великого писателя получались наверняка намного лучше. Сапожнику тоже нужен талант. Без любви к делу талант уходит. С чего же начинается любовь к делу? Никто не знает. Может быть, с кисловатого, ни с чем не сравнимого запаха мокнущей кожи. Тому, кто воротит нос от этого запаха, сапожником не бывать. Может быть, эта любовь зарождается от скрипа и глянца новых сапог, надетых впервые молодыми ребятами, пришедшими на гулянье. А может быть, просто от того, что все люди от мала до велика ждут от тебя этой любви. В детстве автору этой книги удалось испытать жгучий интерес к работе сапожника. Нетерпение самому попробовать сделать хоть несколько стежков при стачивании голенища было столь велико, что приходилось всячески угождать сапожнику и даже подлизываться. Но мастер никогда не позволит ученику что-нибудь сделать, если ученик не научился делать то, что делается перед этим. Хотя бывает и так, что последующая операция уступает в сложности предыдущей. Тебе хочется непременно тачать, наматывая на кулаки и со свистом продергивая в обе стороны концы дратвы. Ан нет, голубчик! Научись-ка вначале всыкать в дратву щетинку. И вот сапожник, воспитывая терпение, показывает мальчонке кубышку – веретено тонкой хорошей пряжи. Через крючок, вбитый в оконный косяк, протягивает четыре или шесть нитей на длину будущей дратвы. Разделяет их пополам (по две или по три) и от крючка начинает сучить дратву. Прижимая каждую пару ниток ладонью к колену, он скручивает их, а скрученные пары, в свою очередь, уже сами скручиваются друг с дружкой. Получается дратва. Но её, не снимая с крючка, надо еще тщательно проварить: десяток раз продёрнуть через кожаную складку, в которую наложен вар. Один запах этого чёрного клейкого снадобья, сваренного из пчелиного воска и еловой серы, то есть смолы, приводит сапожника в особое рабочее состояние! Однако дратва без щетинок ещё не дратва, а полдратвы. Льняные концы её, исходя на нет, кончаются тончайшими волосками. Свиная же щетина, если она настоящая, имеет особое свойство: щетинку можно расщепить, разодрать надвое вдоль. Сапожник на глазах у мальчишки берет из пучка щетинку, расщепляет её до половины, вставляет в этот расщеп конец дратвы и осторожно скручивает его сначала с одной из щетинных половинок, затем с другой. Готово! Одно дело сделано. Теперь бери шило, шпандырь и садись тачать голенища. Но сапожник почему-то не спешит садиться на свой низкий складной стул, он начинает протаскивать с веретена на крючок новые нити. Несколько моточков готовых дратв всегда должны быть в запасе даже и у дурного работника. Ах как хочется потачать! Опытный мастер, конечно, заставит научиться делать то, что надо, но не будет он и судьбу искушать: детский интерес может так же быстро погаснуть, как и вспыхнуть. Поэтому, вознаграждая юного любознайку за терпение, сапожник даёт сделать ему несколько стежков... Та же история выходит тогда, когда хочется позабивать деревянных шпилек в подошву или в наборный каблук, позабивать с таким же смаком, как делает это сапожник... Нет, не получишь ты молотка, научись сперва делать эти самые деревянные гвоздочки... И вот будущий мастер лезет на печь, достает с кожуха высохшие берёзовые кружки, отпиленные на длину гвоздика. Эти кружки он колет молотком и ножом на равные, одинаковой толщины плиточки или пластинки, каждую такую плиточку, уперев её в специальный упор в доске, завостривает с одного края сапожным ножом. И только потом, сложив несколько плиточек одна к другой, можно подрезать их снизу, уже наполовину заостренные, и скалывать гвоздики. Подрезал – сколол. Березовые шпильки с хрустом отваливаются от убывающих плиточек. Мастер – художник, человек, обладающий талантом или хотя бы стремлением сделать не хуже других, – каждому звену своего профессионального цикла придаёт слегка ритуальный, торжественный смысл. Так, сапожник, придя к заказчику (сапожники работали и у себя на дому, но чаще ходили по деревням, жили у тех, кому нужны сапоги) и разложившись со своим инструментом на лавке напротив окна, начинает вначале замачивать кожу. Хорошо выделанный товар – залог сапожной удачи. Так вновь объявляется взаимная связь, зависимость в труде от других дел и людей. Если скорняк выделал кожу шатай-валяй, сапожнику не позавидуешь. Раскроив товар и замочив кожу на голенища, мастер точит инструмент. Чего только нет в его обширной торбе, кроме двух крюков – этих больших досок с очертаниями сапога! Тут и ножи трёх-четырех сортов, и клещи, и плоскогубцы для натягивания размоченных головок на колодку, тут и шилья, разные по длине, толщине и форме. Молотки, разгонки, рашпили и даже деревянный «сапожок» для заглаживания ранта. После того как всё готово: и дратва, и берёзовые шпильки, и кожа вымочена, сапожник начинает вытягивать первый крюк. Он закрепляет гвоздями на кривой (отсюда и слово «крюк»), вытесанной из елового корня сапогообразной доске размокшую кожу. И начинает её тянуть на обе стороны, разглаживать образовавшиеся складки до тех пор, пока они не исчезнут. Это трудная, требующая терпения и сноровки работа. Бывало и так, что со свистом летели к дверям клещи и молотки. Северные сапожники не признавали головок с язычками, фабричным способом вшитых в голенища. Сапожнику надо было обязательно вытянуть крюки, то есть сделать головки и голенища из одного цельного куска кожи. Вот и пыхтели, разгоняя не исчезающие упрямые складки. Наконец крюк вытянут. На сгибе кожа как бы потолстела, сгрудилась, а на углах, которые будут соединены в задник, вытянулась и стала тоньше. Всё закреплено железными гвоздочками. Пока оба «крюка» выстаиваются, принимая нужную форму, сапожник делает что-либо другое: то башмаки сошьёт хозяйке (на двор к скотине ходить), то подмётки подколотит или обсоюзит старые сапоги. (Обсоюзить – обшить сносившиеся головки сапог новой кожей.) Непосредственно шитьё начинается с притачивания к голенищу так называемой подклейки, то есть внутренней подкладки. Если эта подклейка не на весь крюк, то нижние её края мастер притачивает лишь к мездре голенища, он не прокалывает кожу насквозь. Не дай Бог если он плохо её пришьет! Заказчик, снимая однажды сапоги, может вытянуть ногу из голенища вместе с подклейкой. Такому сапожнику позор. После того как подшита подклейка, тачают собственно голенища, затем подшивают задник, эдакий внутренний карман на месте пятки. Вставляют туда берестяные пластинки для твёрдости и прошивают несколько раз. Только после этого можно сажать сапог на колодку и класть на неё стельку. Кожу на колодках опять тянут плоскогубцами, крепят гвоздями и дратвой, плющат и заравнивают. Прежде чем прибить подошву, мастер обносит рантом всю сапожную ступню, срезает, сводит на нет прибитую по краям полоску кожи. На подошву идёт бычатина - отборный товар. (Бывали времена, когда пара подошв становилась денежным эквивалентом.) Если заказчик холостяк или отменный модник, мастер подкладывал под подошву берестяные язычки, которые при ходьбе и при пляске скрипели. Иметь сапоги «со скрипом» считалось у холостяков и молодых мужиков особым шиком. Подошву прибивают тремя рядами берёзовых шпилек, потом из кожаных обрезков набирают каблук. Всё это ровняют, закрашивают и наконец зачищают изнутри кончики шпилек. Если товар мягкий и заказчик опять же модник, сажают сапог «на солому». Выстоявшись «на соломе», голенище приобретает форму гармошки. Многие сапожники во время работы пели, другие любили побалагурить. Белов В.И. Лад: очерки о народной эстетике. – 2-е изд. – М.: Мол. гвардия, 1989. – С. 52-55.

Ответов - 15

Shoemaker: Vt16 Это вся глава? Или я уже ищу книгу!

Vt16: Про сапожников все, а книга - http://www.booksite.ru/fulltext/vas/ily/lad/index.htm, например.

Serge: Сапожник и нечистая сила А.П. Чехов


Собак: Serge пишет: Сапожник и нечистая сила А.П. Чехов Большое спасибо за рассказ! Я думал, что знаю все произведения Чехова. А тут прямо в тему.

МОЛОТОК: Сталин,Гитлер и сапожники. Известно,что такие фигуры в истории 20 века,как Сталин и Гитлер имели много общего в своих биографиях,как зеркальные отражения друг друга.Оба были родом из мест,отличающихся горным рельефом,оба пробивали свой путь к вершинам власти с самых низов,оба отличались тотальным и нетерпимым стилем руководства своих государств,которые они возглавили после периода хаоса и катастрофических потрясений.Иногда мне казалось,что они в глубине своих душ,на неподсознательном уровне ощущали некую "родственную" связь между собой.Также,оставив морально-нравственные оценки,можно сказать,что личности они незаурядные,которым трудно отказать в наличии чего то "гениального".Но между ними было ещё кое что общее,они оба родились в семьях сапожников.Зная,каким тяжким был труд сапожника в конце 19 века,могу смело утверждать,что это совпадение было не случайным.Этот труд требует очень большой физической силы и,одновременно,очень большой деликатности,чтобы не испортить материалы.Здесь без терпения не обойтись,следовательно хороший сапожник должен обладать такими качествами,как целеустремленность,настойчивость,умение примечать ошибки,короче знать чего он хочет,как этого достичь,а главное уметь этого достигать.Не знаю как кухарки,но сапожники доказали,что могут управлять государством,точнее их дети,такие как Сталин и Гитлер.Продолжая мысль,хочу отметить,что войну выиграл Сталин,объяснение чему я нахожу также в судьбах их отцов.Виссарион вынужден был трудиться сапожником до конца своих дней,а Алоис бросил это ремесло,предпочтя гос.службу.Сапожники всегда отличались тем,что не любят подчиняться,ведь в отличии от той же гос.службы,где начальник на начальнике и начальником погоняет,сапожник зависит только от своих рук и зачастую работает дома,видя начальника раз в неделю,когда отдает готовую обувь и берет материалы на новый заказ,т.е. Алоис предпочел быть "большой шестеркой",чем "маленьким королем",не выдержав тягот ремесла.Значит Иосиф унаследовал от Виссариона вышеупомянутые черты в большем количестве,чем Адольф от Алоиса,что и проявилось в открытом противостоянии их против друг друга.Но к чему это всё я,вы подумаете я рассуждал о том,кто из них лучший политик?Нет,я делаю вывод,кто из них был бы лучшим сапожником!По моему,эти биографии отлично доказывают,что кавказские сапожники лучше немецких(австрийских),а венская школа обувщиков может будет покруче итальянской,по крайней мере не хуже.)))))

DOGER: МОЛОТОК и на высшем уровне сапожники продолжают меряться "пиписками" . это неизлечимо... пс. статья интересная, очень

Shoemaker: МОЛОТОК пишет: что кавказские сапожники лучше Не следует привязываться к национальному признаку!

DOGER: Shoemaker по моему мнению, эта статья скопирована от неизвестного автора. так как мы все знаем колоритный акцент МОЛОТКА . он всего лишь скопировал текст. так зачем так строго ? бьёте по пальцам ...

Shoemaker: DOGER пишет: так как мы все знаем что действия Администрации не обсуждаются в Правилах форума, есть сноска о национальном признаке. Скопировать можно что угодно и где угодно, на форуме не Будет каких либо Национальных определений! DOGER пишет: бьёте по пальцам Нет просто предупреждаю! Вам тоже не мешало бы за обсуждение , учитывая нежность Ваших "пальчиков" ограничимся разъяснением

DOGER: кавказец - не национальность. а в данном контексте звучит как кавказкая школа ремесла в противовес европейской. здесь нет разделения по нацпризнакам. имхо...

Shoemaker: Действительно, автор статьи проводит интересную параллель Отцы и Дети их поступки и достижения. Только мнение автора, на мой взгляд не совпадает с тем, что Войну выиграл Сталин! Если говорить о школах обувного мастерства, на мой взгляд английская заслуживает особого почтения и уважения.

DOGER: английская заслуживает особого безусловно! мои "имхи" были не об этом. я высказался в защиту коллеги. а статье место быть тут. я останавливаю своё обсуждение этой статьи...

Shoemaker: DOGER пишет: я высказался в защиту коллеги. Приятно ваше беспокойство, только у МОЛОТКА особые привелегии от Администрации!

Shoemaker: Из уст в уста передают старые сапожники рассказы о признании их ремесла, о достойных представителях своего цеха. Поговаривают, что царь Петр очень уважал хороших мастеров. Заглянул он как-то в обувную артель. Работники увидели его и встали — все, кроме одного. «Отчего не встаешь?» — спросил сапожника царь. «Боюсь глаз сбить», — ответил мастер. Закончил стежок, завязал узлы и только после этого встал. И заслужил от Петра золотой за преданность ремеслу.

BUJHM: Shoemaker пишет: И заслужил от Петра золотой за преданность ремеслу. возможно Меньшиков тоже говорят пирожником был до гос.службы естественно



полная версия страницы